среда, 6 января 2016 г.

Испанская организация Gestmusic Endemol, которой принадлежат исключительные права на "шоу перевоплощений" в известных музыкантов и актеров, пробовала подловить Первый канал в "воровстве" телевизионного формата при создании передачи "Точь-в-точь". Но ни инстанцию первого уровня, ни апелляцию убедить им не удалось. Представителю подателя иска не помогли ни ссылки на межгосударственные конвенции, про которые как будто бы забыл АСГМ, ни громкие обращения.

"Телешоу перевоплощений" Your face sounds familiar ("Ваше лицо думается мне знакомым"), участники которого изображают знаменитых музыкантов и поющих актеров прошлого и настоящего, было сделано в 2011 году в Испании. Исключительные права на программу принадлежат испанской организации Gestmusic Endemol (входит в голландскую группу Endemol Entertainment Holding NV), в 2013 году права на формат телешоу купила русский "дочка" Endemol – ЗАО "ВайТ Медиа", а одна программа получила в Российской Федерации наименование "Один в один".

С "ВайТ Медиа" заключил контракт Первый канал, который и продемонстрировал в 2013 году первый сезон "Один в один". Телешоу стало популярным и девять раз управляло еженедельный топ-100 самых популярных у россиян программ, согласно данным TNS. Но в январе 2014-го "ВайТ Медиа" нежданно объявила, что второй сезон "Один в один" продемонстрирует уже не "Первый", а "Российская Федерация 1". Как писали "Ведомости", создатель "ВайТ Медиа" Тимур Вайнштейн растолковывал перенос проекта на другой канал проблемами в работе с "Первым", например задержками платежей.

Ответ предыдущего партнера Endemol был ассиметричным. 2 марта на Первом канале стартовало иное "шоу перевоплощений" – "Точь-в-точь". Это событие и стало отправной точкой для последующих судебных слушаний.

В июне 2014 года Gestmusic Endemol и "ВайТ Медиа" обратились в арб суд Москвы с иском к Первому каналу (дело № А40-84902/2014). Они требовали остановить трансляцию программы "Точь-в-точь" на том основании, что она вполне копирует уникальный формат шоу Your face sounds familiar и таким образом преступает их исключительные авторские права.

В обоснование своих притязаний податели иска ссылались на так именуемую "производственную библию" формата программы, где содержится описание уникального испанского шоу. Помимо этого, организации продемонстрировали суду заключение искусствоведа Генриетты Гамалея, соответственно которому сценарная база Your Face Sounds Familiar и "Точь-в-точь" содержит "абсолютное" тождество по основному ключевых компонент – тематике, сюжету, структуре, образам действующих лиц.

Со своей стороны, Первый канал настаивал в суде на том, что программа "Точь-в-точь" является проектом их собственного производства, сценарий для которой писал актер Александр Олешко – ведущий шоу на обоих каналах. Наряду с этим представители канала не отрицали тождество идей телепередач, но указывали, что российское закон не предполагает такого предмета авторского права, как формат.

Судья Рамзия Хатыпова со всеми аргументами "1го" дала согласие и в иске Gestmusic Endemol и "ВайТ Медиа" отказала. Она пришла к выводу, что "производственная библия" формата – это "только описание концепции уже существующей испанской телепередачи, и правил и способов ее создания". Но их, согласно точки зрения Хатыповой, нельзя считать защищаемыми согласно с п. 5 ст. 1259 ГК Российской Федерации [объекты авторских прав], потому, что они "не являются частью ее формы, а представляют компоненты ее содержания". "Такие методы, способы, идеи и последовательности деяний не относятся к процессу творчества, а только обрисовывают методику производства, а следовательно, не являются предметом авторского права", – резюмировала в своем судебном решении.

апелляцию на решение Хатыповой 9-й арбитражный апелляционный суд пересматривал сейчас, 12 января.

– По несчастью, суд инстанции первого уровня совсем не разобрался с таким определением, как формат, – начал свое выступление представитель Gestmusic Endemol Сергей Гусев. – Телевизионный формат – это совокупность уникальных компонент, сделанных творческим трудом. Он подразумевает тематику, структуру, которая закладывает общие правила, создающие уникальный телевизионный продукт. Немедленно нужно заявить, что рынок телевизионной индустрии выстроен на том, чтобы гарантировать большой рейтинг. Для этого нужно придумать уникальную идею, которая заинтересует зрителя…

– Глубокоуважаемый представитель, не нужно нам всю историю создания программ и передач говорить! – прервала его председательствующая судья Дина Садикова. – По сути пересматриваемого спора, пожалуйста! По сути!

Тут Гусев апеллировал на п. 2 ст. 14 Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений, которую, согласно его точке зрения, суд инстанции первого уровня безосновательно не применил. "Переделка в любую другую художественную форму кинематографических постановок, сделанных на базе литературных либо художественных произведений, требует разрешения авторов уникальных произведений", – гласит эта норма.

– Ответчик противоправным образом применял наш формат и сделал программу "Точь-в-точь" на базе нашего формата, – сетовал адвокат. – Честные организации покупают права на формат! Так устроен телевизионный рынок. Но Первый канал решил сделать свою программу, занёсши незначительные коррективы! Они сделали телевизионный плагиат!

Помимо этого, со слов Гусева, суд инстанции первого уровня не тёк оценки аргументам истцов о том, что деяния 1го канала носили непорядочный характер. Тут адвокат апеллировал на ст. 10.bis Конвенции об защите производственной деятельности, соответственно которой воспрещены все деяния, талантливые каким бы то ни было методом привести к смешению в отношении учреждения, продуктов либо производственной либо коммерческой активности соперника. "Суд не оценил обстоятельство злоупотребления правом со стороны 1го канала, – растолковывал представитель Gestmusic Endemol. – А это может уничтожить целый телевизионный рынок. Все начнут красть телевизионные форматы, говоря, что это просто идея. Это послужит причиной к падению престижа РФ!" Представители "ВайТ Медиа" аргументы Гусева подхватили.

Со своей стороны адвокат 1го канала Александр Бобров объявил, что никакого плагиата не было. "Нами было сделано абсолютно новое аудиовизуальное произведение на базе сценария Александра Олешко, с которым был заключен контракт", – сказал он. А одна идея создания "шоу перевоплощений", со слов адвоката, принадлежит управлению 1го канала.

– В 2006 году начались съемки фильма "Высоцкий. Благодарю, что живой", одним из продюсеров которого является председатель совета директоров 1го канала Константин Львович Эрнст, – говорил Бобров. – Там употреблялся высокотехнологичный грим, при помощи которого Сергей Безруков вполне преобразовывался в Высоцкого. Поэтому затем фильма [премьера которого состоялась 1 декабря 2011 года] у управления 1го канала и появилась идея создания "шоу перевоплощений".

А "ВайТ Медиа", возможно было сделать вывод из слов Боброва, оказалась в необходимом месте и в необходимое время. Он сказал, что Первый канал обратился к этой организации, чтобы она произвела специально для него такую телепередачу, а "ВайТ Медиа" внесла предложение снять ее "на базе" Your не sounds familiar. "Мы произнесли: "Парни, ваши неприятности, мы желаем готовый продукт", – продолжал Бобров. – И, фактически, мы им разрешили заключить контракт на получение этого формата. В будущем в том направлении включались все защищаемые компоненты, Принявшие участие в испанской версии". А в то время как период деяния договора истек, то, со слов Боброва, Первый канал решил, что нужно "продолжить тематику перевоплощений, потому, что был неплохой зрительский интерес".

В конце концов появилось шоу "Точь-в-точь", которое, как сообщил представитель 1го канала, "вполне и в корне" различается от "Один в один". "Были сделаны новые декорации, названия, заставки, музыка, – сказал Бобров. – Ни одного защищаемого компоненты, которые были потреблены в телепередач

Комментариев нет:

Отправить комментарий